Аутизм – это  расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает, что ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%. По данным ВОЗ, в мире насчитывается около 67 млн людей с аутизмом. С каждым годом число людей с аутизмом возрастает более чем вдвое.

Цель этой даты — подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни. Причины аутизма чётко не определены, однако среди них выделяют такие как: органическое поражение мозга, нарушения общения матери с ребёнком, её отчуждённость, эмоциональная холодность. Заболевание, может быть генетически обусловлено, но его развитие происходит при помощи дополнительных вредных воздействий, например, родовой травмы, асфиксии и других нарушений, при беременности и родах. У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и возраста. Поведенческие характеристики, которые могут наблюдаться при синдроме аутизма:

  1. Нарушение развития неречевой и речевой коммуникации:

– отсутствие мимики и жестов. Может отсутствовать и речь;

– ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза;

– речь нормальная, но беседовать с другими ребенок не может;

– речь ненормальная по содержанию и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации;

– речь ненормальная фонетически (проблемы с интонацией, ритмом, монотонность).

  1. Нарушение развития социальных навыков.

– дети не желают общаться и дружить с ровесниками;

– игнорирование чувства и существование других людей (даже родителей);

– не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости;

– никогда не подражают ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией.

  1. Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов.

– неестественное, нервное, отчужденное поведение;

– ребенок – аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки;

– ребенок – аутист отдает предпочтение уединению, играм с самим собой;

– отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям;

– тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках;

– испытывает требование точно повторять одни и те же действия;

– концентрирует свое внимание на чем-то одном.

Необходимо обратиться к врачу, если у ребенка начали проявляться следующие особенности: ребенок не отзывается, когда его зовут по имени; не может объяснить, чего он хочет; испытывает задержку темпов речевого развития; не следует никаким указаниям взрослых; периодически появляются нарушения слуха; не понимает, как играть с той или иной игрушкой; плохо устанавливает визуальный контакт; не улыбается другим; не лепечет и не «гулит» в возрасте 12 месяцев; не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев; не говорит отдельные слова в 16 месяцев; не произносит фразы из двух слов в 24 месяца; наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте. Создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.

При аутизме очень важна ранняя диагностика и помощь ребенку. Аутизм на сегодняшний день не излечим. Однако чем раньше начнутся коррекционные мероприятия, тем больше шансов, что ребенок сможет благополучно адаптироваться в современном мире. Основные цели терапии – это  снижение напряжения в семье, ассоциирующегося с аутизмом, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста. Терапия подбирается индивидуально. Используются методики психосоциальной помощи: программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии, помогают ребёнку в освоении навыков самопомощи, общения, поспособствовать обретению рабочих навыков и повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов и неадаптивного поведения. Используется структурированное обучение, логопедическая терапия, обучение социальным навыкам, трудотерапия. Неотъемлемой составляющей является семейное консультирование и семейная психотерапия.

Начиная с середины 1960-х понимание стабильного пожизненного характера аутизма, демонстрация его отличий от умственной отсталости, шизофрении, других расстройств развития укрепили понимание того, что аутизм представляет собой отдельный синдром. Появление Интернета позволило людям, страдающих аутизмом,  формировать онлайн – сообщества и находить удалённую работу. Социальные и культурные аспекты аутизма также претерпели изменения: в то время как некоторых аутистов объединяет стремление найти метод исцеления, другие заявляют о том, что аутизм — просто один из многих стилей жизни.

Архивы